Карету мне, карету!

До появления автомобилей люди передвигались по России в конных экипажах. Такое утверждение будет верным, но только отчасти. Дело в том, что колесный транспорт в нашей стране долгое время выполнял сугубо утилитарную роль, то есть использовался для перевозки грузов. Пассажирские экипажи существовали только для парадных, церемониальных выездов царей и цариц. «Простые смертные» либо ездили верхом, либо ходили пешком.

Средневековые поверья вообще считали дурной приметой ездить в экипаже. Такое позволялось лишь маленьким детям, больным либо ослабевшим людям, кроме того, в телегах перевозили в последний путь умерших. Предполагалось, что нормальный, здоровый человек должен передвигаться при помощи собственных ног, а на дальние расстояния ездить верхом на лошади.

Лишь в XVII веке русская аристократия получила право владеть личными каретами, что являлось несомненным признаком достатка и высокого положения в обществе. Персональные кареты были куда более статусной вещью, чем современный Rolls-Royce. Поэтому их владельцы соревновались друг с другом в богатстве отделки, количестве позолоты, шелка, бархата, а также в числе лошадей. Дворянин из свиты Елизаветы Петровны считал неприличным иметь в запряжке меньше девяти лошадей, а сама императрица путешествовала в «линее», которую тянули 23 лошади.

От положения владельца экипажа зависело и его сопровождение. Наименее значительным людям дозволялось иметь лишь кучера, который исполнял роль не только «водителя», но и охранника. Следующей ступенькой было наличие лакея, который располагался на запятках кареты — узкой площадки позади кабины. Лакеев могло быть и двое, но в этом случае каретовладелец должен был иметь верхового сопровождающего. Самым знатным по статусу разрешался конный конвой из пяти и более всадников.

Пока в России не были проложены железные дороги, кареты оставались основным видом транспорта для знати. При этом испытывать все «прелести» русских направлений приходилось всем в равной мере. Например, Николай I во время поездок по стране не раз «застревал», когда его экипаж выходил из строя, не выдержав ям и ухабов. Известен курьезный случай, когда Александр I, у кареты которого сломалась ось, зашел в обычный дом в вятской деревушке и здорово напугал хозяйку. Не застрахованы были высшие сановники и от нападения разбойников. Недаром тот же Николай I всегда возил при себе подаренный матерью дорожный набор, состоявший из пары пистолетов, пороховницы и пуль. Так приходилось поступать всем путешественникам.

Общедоступными пассажирские экипажи стали в нашей стране в первой половине XIX века, когда появились извозчики. Однако были они гораздо менее комфортными, чем «персоналки» знатных людей, чаще всего представляя собой варианты обычных крестьянских телег. Даже когда позолота и узоры на каретах перестали быть модными, а экипажи извозчиков почти сравнялись с личными каретами, дворяне старались как-то выделиться — например, рисуя на дверцах свой личный герб. Так можно было отличить собственный выезд от общественного «такси».


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *