Обогнав Райкконена на последнем круге Гран При США Макс Ферстаппен пересёк линию финиша третьим и готовился к церемонии награждения в комнате призёров, когда пресс-делегат FIA Маттео Бончиани сообщил ему о пятисекундном штрафе – стюарды вернули Кими третье место.
Реакция Макса, его отца Йоса и их болельщиков была быстрой и эмоциональной. Макс назвал решение стюардов «глупым и опасным для спорта», Йос обвинил FIA в защите интересов Ferrari и призвал Чарли Уайтинга уйти в отставку. Формульный мир разделился на два лагеря – одни утверждали, что после выезда за пределы трассы четырьмя колёсами в борьбе с соперником гонщик обязан вернуть преимущество, иначе будет оштрафован, другие говорили, что по ходу уик-энда многие там выезжали, но наказали только Ферстаппена.
При рассмотрении инцидентов у стюардов есть доступ ко всем камерам, у остальных – только к тем, что попадают в телетрансляцию. У FIA был план с машины Ферстаппена, где видно – Кими оставил достаточно места, чтобы Макс смог двумя колёсами остаться на трассе, если бы ехал параллельно с ним, но Ферстаппен «спрямил» поворот, выехав за пределы трассы и сразу вернувшись.
Гоночный директор FIA Чарли Уайтинг объяснил логику действий стюардов…
Чарли Уайтинг: «На всём протяжении трассы слева и справа от её границ есть полоса асфальта трёхметровой ширины. На внутреннем радиусе в 17 и 18 поворотах установлен поребрик, высотой 25 мм и шириной полтора метра, ограничивающий свободу действий гонщиков.
Во всех случаях, когда другие гонщики выезжали на том участке, им приходилось объезжать поребрик, теряя время. А Макс выбрал короткий путь, выехав при этом за пределы трассы четырьмя колёсами».
Приглашенным стюардом в Остине был Мика Сало, сожалевший о том, что телезрители не видели этот план с машины Ферстаппена…
Мика Сало: «К сожалению, по тем кадрам, что попали в телетрансляцию, сложно составить объективную картину, но Макс совершил обгон только потому, что на том участке выехал за пределы трассы».