Главная » Автоновости » Tesla: хоронить заказывали?

Tesla: хоронить заказывали?

На фондовой бирже NASDAQ за последний год акции Tesla достигли своего минимума 2 декабря 2016 года – тогда за ценную бумагу американского высокотехнологического стартапа давали $181. С того времени тренд был положительным, чему способствовал приток инвестиций, отчеты об успешной подготовке запуска «базовой» модели Tesla Model 3, рост популярности кроссовера Model Х и фоновые успехи Илона Маска по другим направлениям (космос, производство солнечных батарей и т.д.). С 9 июня – как раз когда появились первые данные по ослаблению интереса потребителей к автомобилям Tesla (итоги весенних продаж), кривая цен на акции стала нестабильной, а с 30 июня она резко пошла вниз.

Некоторые наблюдатели связывают это с предстоящим запуском Tesla Model 3 – модель якобы влияет на ослабление интереса покупателей к Model S, что, как следствие, вызывает падение спроса на акции компании. Так ли это? Вряд ли, ведь Model 3 и Model S – автомобили из различных ценовых сегментов, нацеленные на совершенно разную аудиторию. Скорее всего, пессимистические настроения игроков, вызванные действиями самого Илона Маска, достигли критической отметки.

В самом деле, чтобы выйти на безубыточный уровень, Маск должен выпускать по 500 тыс. машин ежегодно, о чем он регулярно и заявляет. В прошлом году с конвейера калифорнийского завода сошло лишь 84 тыс. машин. Вроде бы с запуском Model 3 заветный уровень производства будет достигнут, однако встают другие вопросы. Во-первых, Маск тратит в два раза больше средств на гарантийное обслуживание машин, чем такие крупные компании, как GM и Ford. Стало быть, любое увеличение объемов выпуска увеличивает и издержки. Во-вторых, у Маска вряд ли получится продавать такое большое количество автомобилей без дилеров, а появление дилерской сети увеличит стоимость на 15-20%, что опять же приведет к ослаблению спроса. Если не брать в расчет перспективы литий-ионных батарей (иные эксперты полагают, что это – вчерашний день), отсутствие промышленных решений по их утилизации, остается самый главный фактор – конкуренты.

Резкое падение акций Tesla началось ровно на следующий день после того, как BMW объявила об одной из своих новинок 2017 года – электрической версии BMW 3 серии, которую широкой публике покажут во Франкфурте. Это – первый прямой конкурент Model 3, который выходит почти одновременно с базовой «Теслой». Появившийся недавно компактный Chevrolet Bolt, показывает больший пробега на одной зарядке, чем Model 3. Причем пробег «Болта» уже сертифицирован в EPA (Американское агентство по охране окружающей среды) – 380 км, а Илон Маск еще только обещает, что его Model 3 проедет 215 миль (344 км). Получается, что впервые Илон Маск оказался не впереди, а позади конкурентов.

Но и это не главное. На недавней встрече с акционерами
Илон Маск попросил о привлечении очередной дозы инвестиций. Дело в том, что
Маск предполагает конструировать новый кроссовер уже не на платформе Model 3,
как предполагалось прежде, а на совершенно новой платформе, под которую нужен
еще один завод. И едва ли здесь обойдешься одним дополнительным миллиардом. В
этом смысле становится понятной причина роста пессимизма участников рынка по отношению
к Tesla: бизнесы, которые живут исключительно за счет привлекаемых средств,
принято называть не иначе, как «пузырями», ну или «пирамидам» – кому как больше
нравится.

Поделиться в социальных сетях