Главная » Внедорожники » Символ свободы

Символ свободы

Наша страна — держава очень фантазийная. Сто лет назад некоторые люди в ней вдруг решили, что новое будущее, то есть коммунизм, должен начаться именно в России. И это несмотря на то что теория коммунистической революции была создана в развитых промышленных странах Европы, а Россия ко всему этому имела отношение в самую последнюю очередь. Коммунизма не получилось. Когда советский строй исчез, вдруг возникла идея, что мы живём в глобальном постиндустриальном, постмодернистском обществе. На деле же происходил процесс деиндустриализации, и мы оказались не в очередном светлом будущем, а начали сильно отставать от настоящего. То же самое наблюдается и сейчас. Только ленивый не говорит о четвёртой индустриальной революции, в результате которой людей наконец заменят роботы, а людям заняться будет нечем, кроме как креативной работой, на которую роботы, слава богу, пока не претендуют.

Все эти разговоры, безусловно, касаются и автомобиля. Ведь автомобиль — ключевой символ современной цивилизации. Именно на него возлагаются многие упования на изменения, связанные с будущим. Ожидается, что машины в скором времени полностью заменят за рулём человека, потому что это якобы будет и безопасней, и надёжней. А урбанисты, осуществляющие перепланировку Москвы, уже, похоже, живут в этом новом будущем, где автомобилю не место в городе. На смену ему должны прийти велосипедисты и общественный транспорт, водители которого, разумеется, тоже скоро уступят место автоматам. Да и сама профессия водителя в этих мечтах выглядит как отживающая свой век. Итак, ожидает ли нас восстание машин?

Увы, несмотря на искреннюю любовь к научно-техническому прогрессу, мне придётся ответить на этот вопрос отрицательно. Начнём с того, что нужно меньше мечтать, а больше смотреть на реальное положение дел. А оно таково, что профессия водителя в нашей стране является сегодня самой распространённой — около 7 % рынка труда (по данным Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ за 2017 год). Причём она остаётся самой массовой на протяжении последних 15 лет. Дальше с небольшим отрывом (6,8 %) следуют продавцы, а вот третья по массовости профессиональная группа — бухгалтеры и экономисты — составляет только 3,6 % трудящихся. Поэтому, говоря трезво, водитель остаётся самой значимой и устойчивой профессией в стране.

Второй аргумент, не позволяющий ожидать скорого изменения в этой сфере, — мнение специалистов. Я имею в виду не всякого рода утопистов-футурологов, а настоящих специалистов. Например, профессора Массачусетского технологического института Дэвида Минделла, который всю жизнь занимается роботизацией в области астронавтики и аэронавтики. Два года назад он выпустил книгу «Восстание машин отменяется! Мифы о роботизации» (кстати, уже есть перевод на русский язык), где доходчиво объясняет, почему существующие тенденции далеки от игры воображения современных фантастов. Подробно разбирая трудности автоматизации в воздухе, космосе и море, он подчёркивает, что по сравнению с этими средами стихия обычного автомобиля на порядки более сложна и непредсказуема. Да и в указанных средах основные тенденции роботизации никоим образом не развиваются в направлении устранения человека от управления. Поэтому, полагает он, шумиха, поднятая компанией Google вокруг её «гугломобилей», а также принятая компанией стратегия на полную автономность является ошибочной. Она не может быть реализована в полном объёме, за исключением движения по идеальным прямым трассам в весьма ограниченных условиях. Напротив, развитие автоматизации с опорой на современные технологии пойдёт в направлении увеличения возможностей контроля человека над управлением автомобилем, а вовсе не по пути его устранения от этого контроля.

Есть и третий аргумент в пользу того, что человек не отдаст управление машиной автомату. И он, пожалуй, является самым важным. Дело в том, что автомобиль — это не просто средство передвижения из точки А в точку Б. Это целый культурный универсум, массовым и доступным образом воплощающий мечту человека о свободном передвижении в пространстве, которым управляю только я сам! Никакой общественный транспорт, каким бы комфортным он ни был и какие бы основания в пользу разумности его использования ни существовали, никогда не сможет заменить в этом качестве лично управляемый автомобиль. Здесь, наверное, полезнее послушать не утопистов-футурологов, а художников. У Станислава Лема есть замечательный роман «Возвращение со звёзд». Астронавт возвращается на Землю из долгого полёта, а там уже другой мир — людям делают прививку от насилия, поэтому все живут тихо-мирно, а все устройства, включая автомобили, имеют системы, полностью предотвращающие любой риск их использования. И что же делает наш герой? Правильно, лезет под капот своей машины и с наслаждением выдирает оттуда систему безопасности. Зачем? Затем чтобы, цитирую, сказать самому себе: «Теперь я свободен». Да, со времён выхода романа Лема утекло немало воды, но что мы видим в картинах будущих миров, которые предлагают нам создатели современных фильмов — всех этих «Звёздных войн», «Безумных Максов» или «Бегущих по лезвию»? Эти миры переполнены индивидуальными транспортными средствами, и неважно, передвигаются они по земле, по воде или по воздуху. И конечно, происходит это не потому, что создателям фильмов не хватает фантазии, а потому что другой мир — мир автоматизированного общественного транспорта — это скучная и невообразимо мрачная утопия. Может измениться всё, но только не современный человек, свобода которого воплощается в возможности сесть в свой автомобиль и отправиться куда угодно. Принципиально важна сама эта возможность, даже если вы никогда ей и не пользуетесь, лишь изредка доезжая на своей машине до супермаркета. Именно поэтому нам нечего беспокоиться за то, что эре автомобилей придёт конец и их сменит полностью автоматизированной общественный транспорт. Или это будет уже другой мир с полным отсутствием человеческой свободы!

 

Виталий КУРЕННОЙ

 

Поделиться в социальных сетях