Главная » Внедорожники » На российский рынок выходит конкурент ГАЗели «Бизнес» — УАЗ «Профи»

На российский рынок выходит конкурент ГАЗели «Бизнес» — УАЗ «Профи»

В стране угля всё должно быть большим — машины, котлованы, даже небо над Кузбассом, расчерченное не обычными следами самолётов, а стоящими вертикально столбами дыма из труб обогатительных комбинатов.

 

Да, сами мы, как дьяволы, в пыли.
Зато наш поезд не уйдёт порожний
Терзаем чрево матушки-Земли,
Но на земле теплее и надёжней…

 

Край железных дорог с бесконечными угольными «вертушками» (составы из полувагонов для перевозки породы — прим. ред.) выдаёт близкое присутствие чёрного золота угольной пылью, которая чем ближе к месторождению, тем плотнее укутывает пейзаж траурной вуалью. Даже снег здесь сероватый. И в этот чумазый мир миллионов тонн угля мы прикатили на блестящем новеньком УАЗе «Профи». Вы ещё не слыхали о «Профи»?

 

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИCТИКИ УАЗ «ПРОФИ» 4Х4
(С ШИРОКОЙ ПЛАТФОРМОЙ)

 

Длина/ширина/высота: 5 940/2 180/2 520 мм

Объём двигателя: 2 693 см3

Объём кузова: 10,1 м3

Цена: от 686 000 рублей

 

В нашем представлении УАЗ — это в первую очередь вездеход: простая выносливая машина для плохих дорог и бездорожья, доступная, ремонтопригодная и неприхотливая. О том, что в недрах ульяновского завода уже много десятилетий варятся проекты совершенно иных направлений, можно было лишь догадываться по нечастым премьерам коммерческих версий «Головастика» и «Карго». Это те грузовики, что дошли до конвейера, но были и другие. Сегодня почти никто не помнит о том, что первый отечественный коммерческий грузовичок УАЗ-3127 ещё в 1986 году колесил по территории завода. И когда основной заказчик — Советская Армия — стал неплатёжеспособным, конструкторы плотно занялись более рыночной машиной — «полуторкой». Были разработаны бортовой и цельнометаллический варианты, но судьба распорядилась так, что проект, проделав умопомрачительное путешествие через Кировабад (ныне г. Гянджа) и Брянск, в результате обосновался на польском заводе Lublin. В Ульяновске же продолжилось производство исключительно внедорожников, а в тяжёлые перестроечные времена спасительная соломинка в виде полуторатонного грузовика «Газель» в конце концов досталась ГАЗу. Но идея выпустить на рынок полуторку не покидала шальные ульяновские головы и была реализована, как только представилась возможность. УАЗ «Головастик» для этой роли никак не подходил в силу своей архаичности, избыточной вездеходности и малой грузоподъёмности. Вышедший недавно «Карго», хоть и задавал правильный вектор, брал на борт ненамного больше «Головастика». Нужен был более профильный автомобиль. И он появился, благо расчётов и заводских наработок хватало с лихвой.

 

 

Машина с широкой платформой выглядит как полноценный грузовик.
У неё зеркала на длинных кронштейнах, верхние габаритные фонари
на тенте и длинные повторители поворотников

 

 

Кабина, на самом деле, 2,5-местная. Третьему, зажатому между
водителем и правым пассажиром, придётся несладко

 

 

Стандартное уазовское место водителя
включает руль с подушкой безопасности

 

 

Новый передний мост конструктивно схож с продукцией Jeep.
В полноприводном варианте между чулком и поворотным кулаком
добавляется ШРУС

 

Грузовик — это в первую очередь кузов. Именно размерами кузова и отличается от предшественников УАЗ «Профи». Он способен увезти в два раза больше, чем «Карго», и, хотя тоже использует стандартные агрегаты «Патриота», большая грузоподьёмность потребовала изменения рамы, увеличения колёсной базы и совершенно новой конструкции мостов. У «Профи» современная односкатная ошиновка сзади, две ширины грузовой платформы на выбор и главное — привлекательная цена при отличном базовом оснащении. Вряд ли вы сможете представить себя владельцем, скажем, угольного разреза. Но предпринимателем, которому надо перевезти в своё хозяйство тонну угля — вполне. Из Новокузнецка к карьеру мы мчали порожняком, отмечая привычную уазовскую особенность не слишком расторопно следовать за поворотом руля. Получив большую базу, грузовички стали вести себя немного стабильнее, но фамильное погуливание туда-сюда в пределах полосы никуда не делось. Водителю «Профи» остаётся только принять это как должное и строить траекторию приблизительно, не добиваясь ювелирной точности. Подвеска у грузовых УАЗов жёсткая, но тряскость создают не столько рессоры и пружины, сколько грузовые шины, давление в которых, в зависимости от загрузки, нужно повышать вплоть до 4,5 атм.

 

Вот вагонетки, душу веселя,
Проносятся, как в фильме о погоне.
И шуточку «даёшь стране угля»
Мы чувствуем на собственных ладонях…

 

Мотор у «Профи» — модернизированная версия ЗМЗ-409051.10, получившая собственное имя ZMZ PRO. Самые заметные его изменения — двухрядная цепь, расширенные фазы газораспределения и повышенная до 9,8 степень сжатия. Мощность подросла на 15 л.с., на 18 Н/м увеличен крутящий момент. Казалось бы, это немного, но у незагруженного автомобиля динамика наконец-то приблизилась к нормальной. Конечно, быстрых обгонов грузовой УАЗ не позволяет, как и «Патриот», теряя темп на любом подъёме, но, по крайней мере, мотор можно хорошо (до 5 тыс. оборотов) покрутить на третьей, которая заметно отличается по передаточному числу от близких четвёртой и пятой. В целом всё довольно похоже на то, как едет, управляется и тормозит обычный «Патриот». Разве что габариты выросли, а вместе с ними заметно увеличились зеркала, особенно у версии с широким кузовом. Внешне машина — традиционная передняя половина УАЗа с огромным кузовом сзади. Передняя часть упрощена, пластик бампера и радиаторной решётки без окраски — чёрный. Сама решётка заметно увеличена в сравнении с «Патриотом» — грузовику нужно лучше охлаждать мотор. В фарах обычные лампочки, никаких диодов. В общем, простота и функциональность, а также возможность починить в любой сельской мастерской или просто на обочине.

 

Взорвано, уложено, сколото
Чёрное надёжное золото…

 

Масштабы карьера поражают, равно как и здешняя техника. Гиганты-БЕЛАЗы подавляют своими размерами, но в полуторатонном мире УАЗ «Профи» не выглядит малышом. Его бортовая платформа может быть узкой (1870 мм) и широкой (2060 мм). При длине 3089 мм полезная площадь достигает 6,4 м2. Выглядит при этом машина как настоящий грузовик, причём прямые, без скосов боковые стенки кузова ещё больше усиливают утилитарное впечатление, а заодно дают возможность расположить высокий груз вплотную к бортам. Широкий кузов по техническим нормам оборудован ещё и верхними габаритными фонарями — ну чем не мини-фура?

 

 

Дёрни за верёвочку, тент и откроется. Простые фиксаторы
заднего свеса делают ненужной традиционную газелевскую швабру

 

Гремят взрывы и тысячи тонн угля ссыпаются к подножью склона. Засуетились БЕЛАЗы с экскаваторами, и нам тоже пора под погрузку. Проверим новый «Профи» кемеровским углём и дорогами. Первое, с чем сталкивается любой, кому хочется что-то положить в тентованный кузов, — сам тент, который надо открыть. Обычно для того чтобы закинуть задний клапан на крышу, используется швабра и эквилибристическая сноровка. В качестве альтернативы швабре в УАЗе предусмотрели ремешки, которые поднимают задний свес, как театральный занавес, к потолку. Потолок, кстати, тоже непростой — полупрозрачный, отчего днём в кузове светло. Мы и дальше увидим немало подобных полезных штучек, которые пригодятся в повседневном использовании. Некоторые из них уазовские инженеры подсмотрели у конкурентов (машины которых, конечно же, были подробно исследованы в процессе создания «Профи»), другие придумали сами. Например, боковины тента, чтобы их не трепало ветром, имеют специальные карманы, посредством которых крепятся к бортам. Сзади под кузовом запираемый на замок ящик. На его крышке расположен задний номер, а внутри поместится разнообразный шофёрский инструмент. Сверху на заднем борту есть скоба, превращающаяся в подножку, когда борт откинут… Тонну в кузове машина чувствует сразу — прыткость и жёсткость подвески моментально исчезают. Зато появляется привычная для грузовика продольная раскачка, напоминающая медленную езду на Коньке-Горбунке. Другая раскачка, боковая, напоминает о грузе при переваливании через гребень посередине дороги. Раскачке препятствуют стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади, но в любом случае о высоком центре тяжести забывать нельзя. Одним словом — грузовик. Можно отметить большой задний свес, и внимательные читатели уже предсказали машине рыскание при полной загрузке. Но, во-первых, грузить надо правильно, максимально смещая всё, что можно сместить к передней стенке. Во-вторых, длинный уазовский нос с выдвинутым вперёд мотором — отличный противовес. Даже после загрузки полутора тонн руль не становится ватным. Да, падает динамика, да, в повороты нужно заходить вдвое медленнее, но ведь так происходит на любой гружёной машине.

 

  

 

 

 

 

 

 

С первого взгляда заметен большой зазор между рамой и кузовом — это место оставлено для баллонов штатного газового оборудования, которое завод тоже покрывает своей гарантией. Учитывая растущий интерес регионов именно к этому топливу, ход дальновидный и правильный. Толстая и прочная рама необходима любому грузовику как воздух. В случае с «Профи» решили просто — взяли проверенную основу «Патриота», удлинили, усилили, переделали геометрию передней части и получили базу для новой модели. Примерно так же поступили и с задним мостом, где, оставив начинку, усилили чулки, сделав их толще. А вот передний мост — принципиально новый, с открытыми поворотными кулаками, по образу и подобию переднего моста классических Jeep. Вместо ломучих пластиковых полушкворней теперь закрытые чехлами шаровые пальцы. Полноприводная машина внутри поворотных кулаков прячет ШРУСы привода передних колёс. Заднеприводная щеголяет пустотой, и обе поражают необычной рулевой трапецией всего из двух длинных тяг. Сочетание нового рулевого с открытыми кулаками даёт настолько большой угол поворота колёс, что радиус разворота длинного «Профи» с новым мостом даже меньше, чем у классического «Патриота» со старым. При одинаковых посадочных местах подшипников у «Профи» совершенно новые ступицы с шестью колёсными шпильками. Диски более прочные, с усиленным центром, производства немецкой компании Mefro Wheels. Начинка мостов (полуоси, редукторы) осталась старой, поскольку мощность и крутящий момент мотора изменились мало. Все нововведения в ходовой части — от возросших весовых нагрузок. Раздаточная коробка полноприводной версии — старая уазовская, с механическим переключением. Ставить на грузовик современный Dymos с цепью и электроприводом — и слишком дорого, и ненадёжно. Да и большинство потребителей высказались именно в пользу старой коробки. Кстати, при создании «Профи» уазовцы собрали довольно много информации о том, чего желает массовый полуторатонный перевозчик. Многое из услышанного было воплощено в новой модели.

 

Не бойся заблудиться в темноте
И задохнуться пылью, не один ты…

 

Как ни парадоксально, но самое неудобное место УАЗ «Профи» – его тесная кабина. С кабиной для грузовика ульяновцы поступили просто – ровно так же, как и в «Карго», отрезали кузов за передними дверями и приварили заднюю стенку. Двоим в кабине ещё нормально, сиденья и руль регулируются в двух плоскостях, но вот места под поклажу, типа дорожной сумки, нет совсем. Есть, правда, некоторые свободные полости позади сидений, и под пассажирским – довольно вместительный инструментный отсек, но он занят стандартным набором автомобилиста, огнетушителем и обязательной вне города жёлтой накидкой безопасности. Зато есть чисто грузовая фишка — большой карман на потолке между водителем и пассажиром. Туда без проблем помещается, например, папка с накладными и другими документами. На задней стенке кабины есть пара крючков для верхней одежды, а под ними внушительное гнездо для двухлитровой пластиковой бутылки. Ещё пара карманов для бутылок в дверях — вот и все полезные объёмы довольно тесной кабины. «Профи» интересен тем, что меняет количество посадочных мест в зависимости от вида привода. У внедорожной версии кабина двухместная, а вот у моноприводной между водителем и пассажиром с трудом, но помещается ещё один пассажир. Ну, не то чтобы помещается, но может приютиться. Ноги ему, правда, девать некуда, а левый локоть мешает переключать передачи водителю, но ехать можно, хотя и не долго. Одна из причин этого — рычаг управления раздаткой. Он расположен ровно там, где в трёхместной версии оказываются ноги среднего пассажира. Вместе с появляющимся третьим местом меняет дислокацию и панель включения обогрева сидений и блокировки заднего дифференциала. Есть версия и с двухрядной кабиной, в которой с комфортом рассаживаются пятеро, но прибавка мест для пассажиров отрезает большую часть кузова. Его площадь 4,4 м2, и в нём помещается три стандартных паллета. В узком кузове версии с двухместной кабиной можно расположить четыре европаллета, а в широком — пять.

Мы, конечно, в первую очередь взялись испытывать полноприводный вариант «Профи». Тяжёлого бездорожья ему в этот раз не досталось (мы приберегли его для самостоятельного теста на привычных нам полигонах), зато с лихвой хватило разбитых и обледенелых кемеровских дорог. Тот самый уголь мы везли к сельским фермам, и подъезды к ним традиционно не балуют гладкостью покрытия. В основном оно состоит из полузамёрзшей глины. Надо сказать, что разница между полноприводной и моноприводной версией грузовика сказывается не только на тяжёлом грунте. Несмотря на приличный груз в кузове, версия «Профи» 4х4 гораздо лучше преодолевает скользкие подъёмы и колеи. Ещё лучше она справляется с глубоким снегом, в котором монопривод с полутора тоннами в кузове довольно быстро закапывается (не помогает даже опционная электрическая блокировка заднего дифференциала). Гены уазовской вездеходности тоже сказываются. Задний свес грузовика велик, но балочка с фонарями вплотную прижата к кузову и не ограничивает угол съезда. Односкатные задние колёса следуют по колее передних, не создавая дополнительного сопротивления. У «ГАЗели» они двускатные, а балка с фонарями и номером расположена низко и её проходимость заметно хуже. Но за всё хорошее приходится платить — рычаг раздатки на ходу испускает такое количество жужжания и зудения, что сводит на нет всю шумоизоляцию кабины. В моноприводе нет ни второй рукоятки, ни её зуда, и в кабине чуть ли не вдвое тише. Расход бензина — больная тема для всех, кто связан с регулярными перевозками. У нас он вышел разным – до 20 л на сотню по тяжёлым дорогам с грузом, и около 15 л с пустым кузовом по асфальту, если не разгоняться быстрее 80 км/ч.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИCТИКИ УАЗ «ПРОФИ» 4Х4
(С ШИРОКОЙ ПЛАТФОРМОЙ)

Погрузочная высота: 986 мм

Колёсная база: 3 500 мм

Колея пер./зад.: 1 600/1 600 мм

Дорожный просвет: 210 мм

Снаряжённая масса: 2 065 кг

Полная масса: 3 500 кг

Трансмиссия: 5МТ

Тип привода: Парт-тайм

Тип двигателя: Бензиновый R4

Мощность: 149,6@5000 л.с.@об/мин

Крут. момент: 235,4@ 2650 Нм@об/мин

Передняя/задняя подвески: Зависимая

Тормоза, пер./задн.: Дисковые/барабанные

Шины: 225/75 R16

 

Больше всего уазовцы гордятся устанавливаемым на машину оборудованием. Штатно это подушка безопасности водителя, ABS + EBD, зеркала с обогревом и электрорегулировкой, климатическая установка. Дополнительно возможны зимний пакет из обогрева сидений и лобового стекла, мультимедийный центр на платформе Android, кондиционер с охлаждаемым перчаточным ящиком. Гарантийные обязательства тоже выглядят вполне серьёзно. Базовая гарантия даётся на 4 года или 150 000 км. На двигатель больше — 200 000 км или те же 4 года. Гарантия от сквозной коррозии 6 лет при пробеге в 150 000 км, но распространяется она только на кабину. В мире коммерческой техники многое решает цена. Начальная стоимость «Профи» от 649 000 рублей за версию с однорядной кабиной и 699 000 за двухрядную делают машину реальным конкурентом «Газелей». Дополнительный привод на передние колёса в версии 4х4 даёт прибавку к стоимости всего в 37 000 рублей, кондиционер — в 30 000 рублей, задняя блокировка — в 29 000. Установка заводского комплекта газового оборудования обойдётся в 40 000 рублей. Таким образом, самый доступный «Профи» 4х4 с блокировкой потянет на 715 000 — отличное предложение, учитывая вездеходные гены машины и массу современных агрегатов. В ближайшее время УАЗ «Профи» начнёт поставки автомобилей в виде шасси без кузова, и тогда появится новая, весьма привлекательная база для постройки внедорожных передвижных домов, равно как и для установки всевозможного спецоборудования.  

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ

УАЗ «Профи» построен на усиленной раме УАЗ «Патриот». База увеличена до 3500 мм. Полноприводная версия комплектуется старой механической раздаточной коробкой с пониженным рядом 1,94. Задний мост имеет усиленные чулки и новый стабилизатор поперечной устойчивости, огибающий редуктор сверху. Передний мост полностью оригинальный с открытыми поворотными кулаками. Автомобиль выпускается с двумя видами кабины (два места или пять), с широким или узким кузовом. Кроме того, есть моноприводная версия и исполнение для работы на природном газе.

 

Текст Евгений Хапов
Фотографии Компании-производителя

 

Поделиться в социальных сетях