Главная » Внедорожники » Маленький гигант большого леса. Suzuki Jimny

Маленький гигант большого леса. Suzuki Jimny

Как известно, купить сегодня новый рамный внедорожник классической схемы с полностью зависимой подвеской, да ещё и с прицелом на последующий тюнинг — задача далеко непростая. УАЗы «Патриот» и «Хантер» пугают многих «советским» качеством, Jeep Wrangler — слишком дорог. Вероятно, поэтому многие обращают свои взоры на ветерана офф-роуд движения Suzuki Jimny? Ведь этот малыш со славной историей и вполне подъёмной ценой хоть и выглядит забавной игрушкой, на самом деле умелый боец и в городских джунглях, и в настоящем лесу.

Смешно и нелепо, но в нашей огромной стране с плохо развитой дорожной сетью выбор внедорожников значительно скромнее, чем в какой-нибудь Англии, где и бездорожья-то давно не осталось. А глядя на американское изобилие, можно и вовсе лопнуть от зависти, особенно когда речь заходит о покупке внедорожной классики.

Серые каналы поставки перекрыты практически наглухо, а официально в России продаются две модели УАЗа, Jeep Wrangler и Suzuki Jimny — всего четыре двухмостовых внедорожника. Однако, только что обновившийся Wrangler стоит как подержанный истребитель, бюджетный УАЗ «Хантер», безусловно, хорош, но где-нибудь на передовой локальных войн, где некогда думать о будущем, лишь бы день простоять, да ночь продержаться. УАЗ «Патриот» — кровожадный призрак большого внедорожника, заманивает привлекательным ценником, но после высасывает деньги, подкидывая проблемы одну за другой. К тому же на серьёзном бездорожье он слишком тяжёл и неповоротлив… А вот Suzuki Jimny не заставляет жертвовать многим и даёт пространство для манёвра — и в прямом, и в переносном смысле. На компактном «Джимнике» ездить по городу удобнее, чем на «Смарте», в грязь он готов окунуться прямо с завода, а если офф-роуд превратится из воскресного хобби в настоящую страсть — станет хорошей основой для тюнинга.

 

 

SJ20 — финальная версия Suzuki Jimny первого поколения (1979), 
с оригинальным запоминающимся дизайном и 800-кубовым мотором

 

Трофисты давно оценили возможности этого маленького вездехода и в своё время быстро выгребли остатки завезённых в Россию «квадратных» Jimny второго поколения, известных у нас как Suzuki Samurai. Невесомые юркие машинки не вязли в болотах, просачивались между кустами и деревьями там, где остальным приходилось штурмовать контрольные точки в лоб. Выжившие «Самураи» до сих пор показывают класс в таких сложных гонках, как Rainforest Challenge, но сегодня их постепенно сменяют Suzuki Jimny уходящего третьего поколения, полностью сохранившие концепцию Light Jeep, заложенную ещё в начале 1970-х — размеры «кей-кара», рама, два моста, полный привод Part-Time, раздатка с понижающим редуктором. Правда вместо рессорной подвески — пружинная на продольных рычагах с поперечными тягами, а двигатель у нас предлагается только один — 1.3 литровый четырёхцилиндровый бензиновый атмосферник, мощностью 85 л. с. Зато доступны две коробки передач — пятиступенчатая механика и четырёхступенчатый автомат. Межколёсных блокировок нет, но в базе идёт система динамической стабилизации, способная имитировать их работу. Передняя ось подключается на ходу надёжным пневмоприводом, а понижайка, как и положено, с полной остановкой, через нейтраль, но тоже с кнопки. Салон, в бойцовской манере, аскетичен — электроприводы стеклоподъёмников и боковых зеркал, подогрев передних сидений, кондиционер, тканевые сиденья (кожа только в максимальной комплектации), скромная стереосистема. Человеку средней комплекции за рулём вполне комфортно, однако Jimny — автомобиль для двоих, второй ряд подростковый, а что-то большое погрузить в него можно, только сложив задние кресла. Впрочем, на бездорожье всё это не играет особой роли, гораздо важнее очень короткая база — 2250 мм — и практически полное отсутствие свесов. Даже с родными пластиковым бамперами геометрическая проходимость малыша на грани фантастики. Клиренса в 190 мм в большинстве случаев хватает, ведь встречающиеся засады легко объехать по самой выгодной траектории, тем более что всегда остаётся возможность пройти сложное место ходом. Мотор легко крутится, а весит «Джимни» всего 1075 кг в комплектации с автоматом. Поддон картера двигателя внутри рамы, банка глушителя высоко, раздатка за стальной защитой, главное — не повиснуть на редукторах мостов.

 

 

С геометрической проходимостью у мини-внедорожника
всё в порядке. И даже лучше

 

 

Когда тащишь из болота не бегемота, а мышонка,
оптимизма прибавляется

 

 

Бесконечное количество боевых Suzuki Jimny ещё долго
будут брать призы в разнообразных соревнованиях

 

Впрочем, соблазн заехать поглубже столь велик, что рано или поздно вы всё равно застрянете, причём там, где Макар телят не гонял, и пешее путешествие за трактором заставит задуматься о тюнинге. Так вот, рамный внедорожник легко поддаётся переделкам: лебёдка устанавливается в стандартный передний бампер, почти не выдавая своего присутствия, дополнительные защиты топливного бака, креплений продольных рычагов и задних амортизаторов тоже незаметны на дороге. Найдутся и внедорожные шины в стандартном типоразмере 205/70R15, принудительные блокировки и комплект шестерёнок в раздаточную коробку, вдвое повышающий коэффициент понижения. Такой набор значительно улучшит проходимость, но вот увеличить дорожный просвет возможно лишь с помощью установки колёс большего диаметра, а сделать это без регистрации изменений не получится, разве что совсем немного лифтануть подвеску готовым набором пружин и амортизаторов. С другой стороны, борьба за соблюдение техрегламента служит неким естественным ограничителем, точкой невозврата, пройдя которую, из Jimny можно построить серьёзный снаряд любой спортивной категории (посмотрите на боевую машину нашего дальневосточного чемпиона, победителя малазийского Rainforest 2012 и 2014 годов Романа Кульбака).

 

 

На экстремальном трофи Rainforest Challenge, Suzuki Jimny
одна из самых популярных машин   

 

ИСТОРИЯ

В 1968 году компания Suzuki приобрела небольшую фирму Hope Motor Company, разработавшую маленький внедорожник Hope Star ON360 с открытым кузовом и двухтактным двухцилиндровым бензиновым мотором мощностью 21 л. с. от Mitsubishi. Усовершенствованный автомобиль стал первой полноприводной моделью Suzuki и был представлен в 1970 году как Suzuki LJ 10 (Light Jeep 10). Появившееся впоследствии имя Jimny также связано с «Джипом», его принято считать производным от Jeep Mini. Первое поколение снискало популярность на зарубежных рынках именно благодаря своей компактности и, постоянно модернизируясь, продержалось на конвейере до 1981 года. К концу производства первый Jimny (с индексом SJ 20) уже имел версию с цельнометаллическим кузовом, кузовом пикап (LJ 80) и восьмисоткубовый четырёхтактный четырёхцилиндровый мотор мощностью 41 л. с.

 

 

Лаконичный дизайн внедорожника отлично
сочетается с внешним каркасом

 

Второе поколение (SJ30 / SJ40 / JA / JB) с 1981 по 1998 год делали в Японии, Пакистане, Индии, Индонезии, Кении, Колумбии и Испании под самыми разными названиями, с подключаемым полным или с задним приводом, различными типами кузовов и двигателей. В ходу были двухтактные и четырёхтактные бензиновые моторы объёмом от 539 до 1324 см3, 1.9-литровый дизель, четырёх- и пятиступенчатые механические коробки передач. С 1985 года его экспортировали в США как Suzuki Samurai. Версия для американского рынка получила улучшенный интерьер, 1300-кубовый бензиновый мотор на 70 лошадей и трёхступенчатый автомат. В 1995 году второй Jimny / Samurai (JA12 / JA22 / JB32) серьёзно обновили — спереди вместо рессор появились пружины, изменилось оформление кузова и интерьера.

 

 

 

Закон Архимеда и длинный рычаг способны творить чудеса.
Лёгкую машину может приподнять даже один человек

 

 

Третье поколение Suzuki Jimny (JB23 / JB33 / JB43 / JB53) было представлено на Токийском автосалоне 1997 года. Модель получила абсолютно новый современный кузов и интерьер, но сохранила раму, неразрезные мосты и подключаемый полный привод с понижающей передачей. Подвеску целиком перевели на пружины, из производственной гаммы исчезли устаревшие двигатели, грузовые модификации и кабриолет (правда, в Испании с 1999 по 2009 год ещё делали версию Canvas-Top). В моторной линейке остались 660-кубовый турбомотор для внутреннего рынка, 1300-кубовый бензиновый атмосферник, в Европе также продавались машины с 1.5-литровым дизелем Renault. В 2012 году третий Jimny слегка обновили — поставили капот с ноздрёй воздухозаборника, изменили радиаторную решётку и передний бампер. В таком виде он и дожил до 2018 года, проведя на конвейере целых двадцать лет.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ:

Кузов Suzuki Jimny соединён с трёхсекционной лонжеронной рамой лестничного типа через восемь резинометаллических опор. Бензиновый двигатель М13А с многоточечным впрыском полностью алюминиевый. Полноприводная трансмиссия типа Part Time позволяет подключать передний мост только на скользком покрытии, но делать это можно на ходу при скорости до 100 км/ч. Подвеска полностью зависимая, пружинная, каждый мост крепится на двух продольных рычагах и поперечной тяге. В базовое оснащение входят две подушки безопасности и система динамической стабилизации ESP.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИCТИКИ SUZUKI JIMNY

Тип кузова универсал
Количество дверей/мест  3/4
Длина/ширина/высота 3 695/1 600/1 705 мм
Дорожный просвет 190 мм
Объём багажника 113/816 л
Снаряжённая масса 1 060 (1 075)  кг
Колёсная база 2 250 мм
Колея пер./зад. 1 355/1 365  мм
Трансмиссия МКПП 5 (АКПП 4)
Тип привода Подключаемый полный
Тип двигателя бензиновый, атмосферный
Объём двигателя 1 328 см3
Мощность 85@6 000 л.с.@об/мин
Крут. момент 110@4 100 Нм@об/мин
Разгон до 100 км/ч 14.1 (17.2) сек
Максимальная скорость 140 (135) км/ч
Расход топлива, смеш. цикл 7.3 (7.8) л/100 км
Объём топливного бака 40 л
Передняя подвески Зависимая
Задняя подвески Зависимая
Тормоза, пер./задн. Дисковые/барабанные
Шины 205/70 R15

 

Текст Алексей Григорьев
Фотографии Евгений Рапакс и из архива автора

 

Поделиться в социальных сетях