Главная » Внедорожники » Лебёдка 4Revo. Подводная одиссея и её последствия

Лебёдка 4Revo. Подводная одиссея и её последствия

Утопить лебёдку не сложно. Чуть поглубже заехал в брод, чуть подольше в нём остался – и вот, пожалуйста: полна коробочка! Поэтому на внедорожнике, регулярно проводящем время в естественной среде обитания, не помешает защитить лебёдку от проникновения воды внутрь. Производители об этом, кстати, прекрасно знают, но меры против попадания воды внутрь лебёдки принимают не всегда и не полностью. Так что по-настоящему гидроизолированную лебёдку надо ещё поискать.

Защита от проникновения воды была в числе технических требований, когда мы выбирали производителя и конструкцию будущих лебёдок марки 4Revo. В конце концов нашелся вариант, который полностью устроил нас по цене, качеству и функционалу. В нём было всё нужное для автономного плаванья: сальники, прокладки, резиновые колечки во всех разъёмах корпуса. Не хватало только одной мелочи — официальной бумажки, подтверждающей какой-либо стандартный уровень защиты от проникновения воды и грязи внутрь. Поэтому, разумеется, мы проверили реальную эффективность гидрозащиты этих лебёдок.    

Высокое качество изготовления и резиновые уплотнения во всех отверстиях корпуса электрических лебёдок 4Revo, изготовленных по заказу 4х4Sport, сподвигли нас на серию серьёзных испытаний. Первым стало погружение лебёдки TRX 9000 в рабочем состоянии в аквариум на месяц. Проработав под водой положенное время, лебёдка выбралась на сушу и подверглась тщательному изучению. Каковы же оказались результаты?

 

 

 

 

ДЕНЬ ЗА ДНЁМ ПОД ВОДОЙ

Для 4Revo TRX было уготовано остаться на дне заполненного водой аквариума на месяц в подключенном к аккумулятору состоянии, чтобы каждый день все желающие могли многократно крутить лебёдочный барабан с выведенного наружу пульта. По этой причине местом для аквариума с лебёдкой был выбран торговый зал розничного магазина 4х4Sport.

Для испытаний была взята со склада первая попавшаяся 4Revo9000S, благо все лебёдки серии TRX устроены одинаково. Распаковали, сняли трос, подключили блок управления и опустили на дно. Проверили работоспособность с проводного пульта и по радио, а затем заполнили аквариум водой – самой обыкновенной, из-под крана. Лебёдка продолжила работать как ни в чём не бывало. Только слегка изменился звук из-за особенностей распространения акустических волн в жидкостях. А мы стали пристально наблюдать: не покажутся ли откуда-нибудь коварные предательские пузырьки воздуха? И действительно, вскоре они показались. В процессе работы маленькие воздушные шарики стали подниматься к поверхности, вырываясь из-под ручки переключения свободной размотки. Всё-таки протекает, но только в одном месте. Других потенциальных источников сырости замечено не было, причём в последующие дни они тоже не появились. Спустя некоторое время в районах сопряжения барабана с корпусом стали заметны мутные струйки, лёгким дымом медленно поднимавшиеся вверх. В первый день они были ещё прозрачны и еле заметны, но уже на следующее утро эти струйки стали отчётливее, а под лебёдкой начал скапливаться характерный рыжий налёт. По прошлому опыту было известно, что так вымывается консистентная смазка, разделяющаяся в воде на тяжёлую фракцию, падающую на дно, и лёгкую, поднимающуюся к поверхности. Впрочем, паниковать мы не стали, вспомнив щедрость изготовителей, основательно намазавших не только работающие по сальникам части барабана, но даже его боковины.

День шёл за днём, лебёдка крутилась как ни в чём не бывало, вода постепенно мутнела. Когда прошла неделя, отказал проводной пульт. Однажды утром он просто перестал работать. Но так как радиоуправление продолжало отлично справляться со своими задачами и подтверждало в целом живое и бодрое состояние нашего подводного объекта, эксперимент продолжился. Через две недели вода в аквариуме окончательно помктнела. Рыжие хлопья осадка укрывали дно мохнатым ковром, частично поднимались вверх от подводных вихрей, производимых вращением барабана, и опускались вновь, ложась на горизонтальные поверхности лебёдочного корпуса. На стяжках и некоторых других деталях проступили неаккуратные ржавые потёки. Водную поверхность затянуло мутной плёнкой, которая изредка немного пузырилась. Звук работы стал жёстче. Всё указывало на то, что процесс вымывания смазки так и не прекратился – и в воду поступают вовсе не излишки со щёк барабана. Но механизм продолжал исправно работать.

С энергопотреблением на подводном объекте происходило нечто необъяснимое. Изначально рабочий ток лебёдки был в районе 90А, но вскоре он начал постепенно расти, дойдя к исходу третьей недели подводной «автономки» до 170А. Почти двукратное увеличение без каких бы то ни было явных причин! Неужели окисление силовых контактов вызывало двукратный рост их сопротивления? Или это подводный экипаж лебёдки включил на полную мощность все электрические попмпы в борьбе за живучесть обитаемых отсеков? Причина оказалась проще – умирала аккумуляторная батарея. Когда это стало понятно и батарею заменили свежей, энергопотребление лебёдки вернулось на исходные 90А.

 

 

 

 

 

 

РАЗБОРКА НА БЕРЕГУ

В итоге под водой 4Revo TRX 9000 провела больше месяца – ровно пять недель. Когда пришло время возвращаться на сушу, лебёдка продолжала уверенно работать от радиопульта в мутной воде и, казалось, вполне свыклась со своим положением. Выйдя из пучины, она была вся в рыжих потёках и покрыта какой-то ржавой слизью. Из блока управления что-то лилось. При этом лебёдка сохранила работоспособность, если не брать в расчёт давно отказавший проводной пульт. Причина этого, кстати, стала очевидной, едва мы отсоединили от блока шнур. Несмотря на резьбу и плотную посадку, разъём оказался совершенно не герметичным. Судя по характерному следу на пластике, его банально замкнуло, а плюсовая клемма питания со стороны шнура отвалилась по пайке к проводу.    

Что ж, ставим лебёдку в поддон, начинаем разбирать и смотрим, откуда сколько натечёт. Первым делом снимаем блок управления со стяжек корпуса и разбираем его. Это легко, хотя винты уже тронулись ржавчиной. Внутри полно воды со ржавчиной и неаппетитной взвеси цветного металлического разложения: при погружении вода беспрепятственно поступает сквозь щели блока. Почему-то так устроено большинство неинтегрированных лебёдочных блоков управления, независимо от производителя. 

Гидролиз в этой коробочке шёл знатный. Плюсовой провод, идущий к пульту управления, отвалился и с этой стороны разъёма. При дальнейшей разборке шпилька основного «плюса» на контакторе сломалась под гайкой, крепящей кабель, причём последняя рассыпалась в прах прямо в гаечном ключе.

Но все остальные контакты оказались в идеальном состоянии, а внутри самого блока соленоидов с резиновым уплотнением по крышке корпуса и контактным шпилькам, было абсолютно сухо, без малейшего намёка даже на следы влаги. Радиомодуль, заключённый в неразборную одноразовую оболочку и по определению герметичный, разумеется, вселенского потопа и не почувствовал.

Теперь можно заняться содержимым лебёдочного корпуса. Раскрутив стяжки, разделяем мотор, барабан и редуктор. Из всех трёх составных частей хлынула вода. Но, что интересно, потекла она только при полном снятии барабана, со всей очевидностью подтверждая, что сальники работают по своему назначению и воду всё-таки держат хорошо. 

 

 

 

 

 

Как же она попала внутрь? Сразу вспомнились пузырьки воздуха из-под ручки переключателя размотки. Они совершенно точно обозначили место течи. Одно единственное, но при полном погружении очень неудачное: в самой верхней точке корпуса редуктора. Неспешно проникая сверху, вода постепенно заполнила его внутренний объём, а когда дошла до нужного уровня, то через полый барабан стала наполнять моторный отсек. Последний, таким образом, мог быть максимально заполнен чуть выше середины – по верхний уровень внутренней полости барабана. У редуктора же были все шансы наполниться доверху. Вопрос был только в скорости этой течи. Впрочем, месяца заведомо хватило на всё по полной программе.

Главный вал и тормозной механизм, выйдя из зоны затопления, были конечно же мокры, но ржавчины на их поверхностях не обнаружилось. Равно как и на опорах барабана. Зато здесь всё, включая тормозные колодки, было сплошь в налёте размытой смазки.

Теперь разбираем мотор. На его корпусе под декоративным кожухом ржавые следы. Внутри явно было много воды, но не доверху: предположение об одном источнике поступления жидкости во все отсеки, похоже, подтвердилось. Сюда тоже намыло немало смазки из редуктора. Она плотно осела между двух нижних обмоток статора и забилась местами между жилами ротора. В оба закрытых подшипника вода тоже затекла, причём в передний сильнее. Он даже начал заметно похрустывать. Впрочем, не настолько, чтобы было поздно исправить дело новой порцией хорошей смазки. Подшипнику удалось устоять перед стихией. 

Несмотря на оцинковку, щёточный узел от воды пострадал довольно сильно: щётки стёрлись больше чем наполовину, их ход в направляющих стал тяжёлым, одну и вовсе почти заклинило. До того, чтобы подвиснуть ей остались какие-то доли миллиметра. В общем, весь щёточный узел теперь под замену. В остальном же мотор можно просушить и собирать обратно. Коррозии, следов замыкания и других подозрительных последствий подводной одиссеи в двигателе больше не нашлось.  

Редуктор первым принял на себя удар водной стихии. Впрочем, все болты выкрутились легко и лишь располовинить голыми руками корпус, по-видимому склеившийся на обмылках собственной смазки, оказалось не очень просто. Но он скоро поддался и все три ступени планетарного редуктора предстали взору подетально. Несмотря на полное затопление, нигде не было следов ржавчины, а оттёртые начисто шестерёнки выглядели совершенно новыми. Что ж – сушить, менять смазку и вновь в работу!

 

 

 

 

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

А вот и главный виновник всего нашего сегодняшнего «торжества» — рычаг переключателя свободной размотки, конструктивно не способный обеспечить полную гидроизоляцию. На рычаге аж две резинки: круглое в сечении уплотнительное кольцо, работающее по внутренней поверхности колодца, куда вставляется переключатель, и плоская прокладка под шляпкой, работающая по торцу колодца. Такое решение вполне достаточно для гарантированной защиты от брызг. Но при погружении в воду оно не работает: верхней резинке не хватает прижима, чтобы стать полноценным уплотнением, да и нижняя, как оказалось, не обеспечивает нужной плотности. Чтобы исправить ситуацию, надо менять всю конструкцию. Дело в том, что переключатель просто вставлен в колодец на корпусе редуктора и от непроизвольного вытаскивания страхуется ввинченным сквозь стенку колодца болтом, входящим в прорезь на ручке. Одновременно такая система работает и как ограничитель хода при повороте переключателя. Но чего-то большего добиться от неё сложно. Если бы здесь, как на Comeup, была резьба, то возможностей для герметизации было бы больше. А ещё можно было бы поставить механизм пневморазмотки. Идеи на этот счёт мы передали заводским конструкторам.

Но пока дело не дошло до их воплощения, пользователям лебёдок 4Revo TRX придётся учитывать особенности гидроизоляции и не забывать про техническое обслуживание после долгих заплывов. К тому же на случай неизбежного планового погружения есть довольно простое и эффективное, хоть и не самое изящное решение – полиэтиленовый пакет. Или другой водонепроницаемый чехол. Небольшой, но прочный. Главное, чтобы размера хватило надеть на ручку переключения и максимально плотно зафиксировать тугой резинкой на колодце. Этой дополнительной защиты должно хватить, чтобы перекрыть течь в единственном слабом месте в целом очень надёжной и защищённой конструкции.

 

 

 

 

 

 

А как же силовой блок управления – спросите вы? Конечно же, его тоже лучше убрать из зоны потенциального затопления и вообще поднять повыше. Впрочем, если он будет установлен в хорошо проветриваемом месте, то ничего страшного при недолгом купании с ним не произойдёт. Вы же, в отличие от нас не будете держать его под водой целый месяц не отключая?

Общий итог эксперимента в целом очевиден. Несмотря на «форточку», лебёдка достойно выдержала выпавшее на её долю нелёгкое испытание. После своей подводной одиссеи она требует лишь стандартного техобслуживания и замены щёточного узла, а также восстановления части управляющей проводки. При необходимости можно даже воспользоваться её родным контактором, слегка пострадавшим от гидролиза. Так что после небольшого приложения рук подопытная 4Revo TRX 9000S вернётся в строй и примет участие в последующих испытаниях.

Текст и фото: Евгений Константинов

 

Источник

Поделиться в социальных сетях

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*