Главная » Формула 1 » Гран При Абу-Даби: Пресс-конференция в воскресенье

Гран При Абу-Даби: Пресс-конференция в воскресенье

Гран При Абу-Даби

1. Валттери Боттас (Mercedes)
2. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
3. Себастьян Феттель (Ferrari)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Мартин Брандл) Валттери, третья победа в сезоне и, пожалуй, самый важный день в вашей гоночной карьере. Вы в открытой борьбе одолели четырехкратного чемпиона мира, выступая на одинаковой с ним машине. Поул, фантастический старт и блестящая работа с прессингом!
Валттери Боттас: Для меня это очень важная победа. Вторая половина сезона выдалась непростой, но я много работал над всеми сложностями, постепенно прогрессировал. Закончить сезон победой – лучше и быть не может! Мои поздравления Льюису с чемпионским титулом, Себастьяну – со вторым местом, я в этом сезоне оказался третьим, но в следующем постараюсь добиться большего.

Вопрос: (Мартин Брандл) О чем вы думали, когда Льюис начал приближаться? Мы видели одну ошибку, но в остальном вы контролировали ситуацию…
Валттери Боттас: Сегодня я контролировал темп и чувствовал себя вполне комфортно. Когда мы догнали одного из круговых, я допустил блокировку, но в остальном проблем не было. На последних пяти кругах я прибавил, увеличил отрыв – приятно, что машина сегодня ехала настолько здорово. Спасибо команде за этот сезон!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Валттери, мои поздравления! Льюис, вы не привыкли финишировать вторым, но сегодня выложились по максимуму, верно?
Льюис Хэмилтон: Я от всей души поздравляю Валттери – сегодня он великолепно выполнил свою работу. Но гонка получилась отличной. Я полностью выкладывался на каждом круге. На этой трассе очень сложно обгонять, к тому же у меня начинались небольшие сложности, как только я оказывался на последнем секторе.

Я хочу поблагодарить команду, наших сотрудников на трассе и на базе, в этом году они создали невероятную машину. Для меня большая честь выступать в Mercedes и получать такую поддержку. Спасибо всем! Мне нравятся все эти британские флаги вокруг трассы – я ценю это. С нетерпением жду следующего сезона и постараюсь стать ещё сильнее.

Вопрос: (Мартин Брандл) Себастьян, вы обеспечили себе второе место в личном зачете, но практически всю гонку ехали в одиночестве…
Себастьян Феттель: Именно так. В самом начале гонки я старался изо всех сил. Я хорошо стартовал, но у меня не было возможности отыграть позиции, и я заблокировал резину. После трех, четырех, пяти кругов я не мог ехать быстрее, и гонщики Mercedes уехали вперед. Затем я проводил гонку в одиночестве, и на втором отрезке смог найти свой ритм. Думаю, мы были быстры на втором отрезке, но скорости оказалось недостаточно, чтобы догнать лидеров.

Поздравляю Валттери – я очень рад за него! Я поздравляю Льюиса с тем, как он провел сезон. Он заслуженно выиграл титул в этом году. Я ненавижу это говорить, но он был лучшим. Зимой мы будем много работать и, надеюсь, вернемся более сильными.

И последнее… Спасибо всем болельщикам за невероятную поддержку, которую вы оказывали нашей команде. Forza, Ferrari!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Валттери, вы всегда проявляете минимум эмоций, хотя здесь присутствуют ваши близкие. Как ощущения? Победа добавит мотивации на межсезонье?
Валттери Боттас: Обычно финны не проявляют эмоции, но это не означает, что у нас их нет – я по-настоящему счастлив. Моя семья оказала мне неоценимую поддержку, и пусть сейчас я могу показаться вам невозмутимым, на самом деле я невероятно рад!

Пресс-конференция

Вопрос: Валттери, если вспомнить, как всё было двенадцать месяцев назад, ваша жизнь изменилась невероятно. Вы одержали три победы – теперь вы знаете, что необходимо для завоевания титула?
Валттери Боттас: Странно осознавать, что год назад в Абу-Даби я представлял команду Williams и был уверен, что проведу с ней очередной сезон, а теперь выигрываю гонки за Mercedes. Что ж, такова жизнь. Это был невероятный год, я многому научился у команды, у Льюиса. В каждый уик-энд, особенно если он складывался непросто, мне удавалось что-то для себя почерпнуть.

Но по одной лишь победе в заключительной гонке сезона я не могу сказать, что знаю, как выиграть титул. В следующем году необходимо действовать от этапа к этапу, однако этот уик-энд явно добавил уверенности: я хорошо выступил в квалификации, сегодня тоже был быстр. С нетерпением жду, что принесет новый сезон, и буду активно к нему готовиться!

Вопрос: Льюис, вы очень радовались за Валттери, но гонщику, как правило, не хочется, чтобы напарник чувствовал себя излишне уверенно в преддверии очередного сезона. Возможно, вы рассуждали примерно так: «Отлично сработано, Валттери, но в Мельбурне я снова буду впереди?»
Льюис Хэмилтон: Определенно. Валттери отлично провел и этот уик-энд, и сезон в целом. Всегда нелегко переходить в другую команду, нужно узнать людей, понять принципы работы, но он отлично справился и закончил год победой. Было здорово с ним сегодня побороться!

По ходу гонки мы оба допустили всего по одной ошибке – я заблокировал колеса в семнадцатом повороте, а он – в пятом. В остальном всё было идеально, так что в условиях прессинга Валттери выступил безупречно. Для меня результат тоже сродни победе, мы заработали для команды дубль – в этот уик-энд нам удалось взять верх над Ferrari, нужно продолжать в том же духе в 2018-м. Конечно, в следующем сезоне я снова постараюсь всех опередить, но меня радует такой вызов!

Вопрос: Себастьян, полагаю, вы рады оказаться в компании других гонщиков после того, как практически всю дистанцию ехали в одиночестве. Вы отстали на девятнадцать секунд, хотя на шинах SuperSoft не уступали Mercedes в скорости. Как этот результат характеризует борьбу Ferrari в нынешнем сезоне?
Себастьян Феттель: В смысле?

Вопрос: Он не отражает вашу реальную скорость, верно?
Себастьян Феттель: Мы выкладывались по максимуму, так что результату можно доверять. Команда уверенно провела сезон, но мы не выиграли ни титул, ни Кубок Конструкторов, хотя на это рассчитывали. Нам просто не хватило скорости. Можно разложить ситуацию на множество факторов, но в целом машина оказалась недостаточно быстра.

Опять же, положительных выводов больше, чем негативных – не стоит забывать, на каких позициях была Ferrari двенадцать месяцев назад. Для нас это невероятное достижение – добиться столь серьезного прогресса зимой и по ходу сезона постоянно поддерживать конкурентоспособность. Но в Абу-Даби соперники опередили нас в честной борьбе, мы не могли угнаться за ними ни в квалификации, ни в гонке, так что есть над чем работать.

Вопросы с мест

Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, поздравляю с победой! Через несколько дней Финляндия отметит 100-летие независимости – можно ли считать сегодняшний результат своеобразным подарком родной стране?
Валттери Боттас: Иного подарка у меня нет – пусть им будет эта победа! Я горжусь тем, что родился в Финляндии, и у меня есть отличная возможность поздравить страну с днем независимости! Я счастлив выступать под финским флагом для всех финских болельщиков!

Льюис Хэмилтон: Хейкки, сколько вам лет? Должно быть, вы один из первых финнов!

[Валттери Боттас повторяет свой ответ на финском]

Вопрос: (Луис Васконселос) Вопрос для гонщиков Mercedes. Валттери, Льюис был быстрее по ходу первых двух секторов, но на третьем вам удавалось отыгрываться. Всё объясняется настройками? Льюис, вы говорили, что вам не стоило корректировать регулировки перед квалификацией – это сказалось на гонке? По этой причине вы не могли подобраться к Валттери и уступали на третьем секторе, где всегда были быстры?
Валттери Боттас: Третий сектор я проезжал очень здорово, кроме того, на нем сложно преследовать соперника. Догоняя там круговых, я чувствовал, насколько теряю в скорости, и понимал, что у Льюиса тоже будут сложности. Хэмилтон на протяжении всего уик-энда был быстр на первых двух секторах, на длинных прямых ему помогал «воздушный мешок», но в целом я контролировал ситуацию. Всем известно, что в Абу-Даби трудно обгонять.

Льюис Хэмилтон: На первых двух секторах у машины был оптимальный баланс, я потенциально мог ехать еще быстрее, но на прямых Валттери пользовался «воздушным мешком» от круговых. Стоило оказаться на третьем секторе…

Знаете, здесь замечательная трасса, но она не лучшим образом подходит нашей машине, на третьем секторе практически невозможно вести преследование. Не знаю, сколько обгонов вы сегодня увидели, но здесь ситуация с ними одна из худших в сезоне, так как для успешной атаки нужно иметь преимущество примерно в 1,4 секунды на круге. Мы с Валттери выступаем на одинаковых машинах, сегодня наш темп отличался максимум на одну-две десятые – у меня не было ни единого шанса, разве что Валттери сам допустил бы серьезную ошибку и оказался за пределами трассы. Впрочем, здесь довольно большие зоны вылета, так что продолжить всегда есть возможность…

Вопрос: (Питер Уиндзор) Себастьян, в быстрых поворотах первого сектора ваша машина выглядела потрясающе, так где именно по ходу первого отрезка вы уступали Mercedes? Возможно, сказалась нехватка мощности или прижимной силы?
Себастьян Феттель: На первых двух кругах я не отставал от Mercedes и думал, что смогу ехать в их темпе, но вскоре стало очевидно, что в начале второго сектора – в пятом, шестом и седьмом поворотах – они явно быстрее, как было по ходу всего уик-энда. На прямых ты получаешь преимущество от «воздушного мешка» даже если едешь на приличном расстоянии, так что не скажу, что там Mercedes отыгрывались, но на третьем секторе они оказались по-настоящему сильны. Пусть Льюис ехал гораздо ближе к Валттери, чем я к нему самому, он всё равно был быстрее меня – видимо, так и создавался отрыв.

На последнем отрезке с шинами SuperSoft мы поехали чуть быстрее, я был в большей степени доволен поведением машины, так что в целом… Знаете, уже в конце первого отрезка у нас и Mercedes был сопоставимый темп, но по мере того, как топлива становилось меньше, они сумели прибавить, а я – нет.

Вопрос: (Флавио Ванетти) Льюис, что стало для вас ключевым моментом сезона, ключевым фактором? Себастьян, если бы вы победили в Сингапуре, всё могло бы сложиться иначе?
Льюис Хэмилтон: В первой половине сезона мне не всегда удавалось выжать из машины максимум, подъёмы сменялись спадами, тогда как Ferrari в этом плане выглядели стабильнее. После летнего перерыва я стал лучше понимать баланс машины и смог настраивать её таким образом, чтобы всякий раз раскрывать наш совместный потенциал.

По ходу гонки – скажем, как сегодня – гонщики создают прессинг, рассчитывая спровоцировать соперника на ошибку. То же самое можно сказать о командах: когда коллектив выкладывается по максимуму, выжимая из машины все резервы, важно иметь хорошую надежность, и в этом компоненте в Ferrari все-таки уступили Mercedes. Тем не менее, они построили быструю машину и отлично провели сезон – с нетерпением жду острого сражения с ними в 2018-м! Интересно посмотреть, что привезут команды на первую гонку или даже на зимние тесты, ну а для меня на этот раз всё решила вторая половина сезона.

Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: Конечно, есть разница между финишем в гонке и окончанием борьбы уже на первом круге, но в целом мы успешно провели этот год. Нужно быть честными: по количеству поулов и побед Mercedes впереди. У нас были шансы, многие из них мы использовали, нам удавалось добиться хорошего результата даже когда ситуация была на грани – скажем, в Бахрейне, где до отказа техники оставалось всего ничего. Мы победили в Венгрии, хотя я не надеялся на это с возникшими по ходу гонки проблемами с управлением. Мы финишировали в гонках, в которых рисковали не добраться до клетчатого флага. Опять же, были и неудачи – досадно, когда нет возможности побороться, но таковы гонки.

Mercedes выглядели стабильнее, а если у них и случались проблемы с коробкой передач, то это приходилось на субботу или на начало уик-энда. Борьба была честной, соперники сработали лучше, но мне хотелось бы сосредоточиться на позитивных моментах и прогрессе, которого мы сумели добиться. Вряд ли вам очевидна вся картина, мы меньше чем другие команды говорим о позитивной динамике, но делаем свою работу, за счет которой вернулись в первые ряды. Если продолжать в том же духе, в следующем сезоне мы добьемся большего.

Вопрос: (Дэн Натсон) Валттери, вы сказали, что держали ситуацию под контролем, но нервничали ли вы, когда Льюис усилил прессинг?
Льюис Хэмилтон: Он финн, а эти парни всегда сохраняют хладнокровие.

Валттери Боттас: Льюис всё время ехал близко, я понимал, что ему достаточно одной ошибки с моей стороны – он хотел победы и наверняка воспользовался бы моментом. Потому я старался сосредоточиться на пилотировании: поворот за поворотом, круг за кругом. Я не паниковал, поскольку знал, насколько сложно здесь обгонять, но помнил, что хватит и одной помарки. Как заметил Льюис, мы оба по разу заблокировали колеса – такое случается, к счастью, ошибка не была слишком серьезной.

Вопрос: (Анжелика Белокопытова) Вопрос ко всем. Сегодня на подиуме мы впервые видели обновленный логотип Формулы 1. Что вы о нем думаете?
Валттери Боттас: Мне нравится старый логотип, а новый я видел лишь на мгновение.

Себастьян Феттель: Просто скажи, что новый тебе не по душе!

Валттери Боттас: Что не так со старым логотипом? По мне он хорош.

Себастьян Феттель: Мне тоже больше нравился старый.

Льюис Хэмилтон: Проблема в том, что предыдущий логотип весьма известен. Представьте, что Ferrari или Mercedes вдруг решат изменить свои логотипы. У нового логотипа Формулы 1 пока нет своей истории, но, возможно, она появится благодаря всем нам.

Вопрос: (Леннарт Вермке) Сегодня Ники Лауда в прямом эфире объявил о том, что после 21 года работы прекращает быть экспертом телевизионного канала RTL. Чем вам запомнились комментарии Ники на немецком канале?
Себастьян Феттель: Ники всегда говорил то, что думает, и был самим собой – пожалуй, поэтому он оставался экспертом на протяжении 21 года. Уверен, он охотно будет отвечать на вопросы и в будущем, но сейчас принял решение, которое счел оптимальным.

Я не в курсе, что он говорил обо мне лично – вероятно, там было и хорошее, и плохое, но нам повезло слышать Ники в прямом эфире. В работе его ценили именно за прямоту.

Льюис Хэмилтон: Ники… Надеюсь, он останется в нашей команде, ведь он создает весьма позитивный настрой. К тому же, приятно видеть человека, столь осведомленного в вопросах спорта. Он и сегодня рассуждает так же, как в годы собственных выступлений, у него гоночный склад ума, и хорошо, когда в команде есть кто-то, понимающий, что такое выжимать из машины максимум и допускать ошибки. Не важно, чего нам не хватает: мощности, прижимной силы или результата на круге – Ники всегда нас подгоняет, словно сам находится в кокпите.

Все, кто следил за трансляциями в исполнении Ники, говорили мне о нем только хорошее – мол, он не привык ходить вокруг да около, как многие. Для меня он был, есть и будет легендой паддока.

Валттери Боттас: Соглашусь с Льюисом. Нам повезло иметь его в своем коллективе, каждой команде нужен хотя бы один человек, называющий вещи своими именами, как это делает Ники. Уверен, некоторые из его цитат попадали в громкие заголовки, но я в любом случае с большим уважением к нему отношусь. Я не слежу за тем, кто и на каком канале работает, но рад, что Ники сотрудничает с нашей командой.

Вопрос: (Хейкки Культа) Льюис, вы выиграли свой первый титул с финским напарником, а четвертый завоевали вместе с Валттери. Чем отличался прессинг со стороны напарника в том и другом случае?
Льюис Хэмилтон: Эй, с того момента, как я завоевал свой первый титул, прошло уже много времени! Кажется, у Хейкки по-прежнему серые волосы… Впрочем, я шучу, мне сложно вспомнить. Мы с Ковалайненом отлично ладили, не раз вместе играли в гольф. Тот период для нас обоих был переходным, и в силу юного возраста нам было сложнее, тогда как сейчас Валттери и я гораздо старше, мудрее. Мы лучше понимаем, кто мы и зачем выступаем, что такое рабочая этика и т.д. Это по-своему приятно.

Финляндия всегда дарит миру фантастических гонщиков. Интересно взглянуть, кто станет следующим представителем страны в Формуле 1, но сейчас сильнейший из них – Валттери, и я приложу максимум усилий, чтобы его опередить.

Вопрос: (Дарья Панова) Не могли бы вы описать ваш сезон одним словом?
Льюис Хэмилтон: Одним словом? Может, эпохальный? Нет, это скучный термин, не находите? Может, найдется что-то лучше… Исторический? Нет, это о прошлом. Кто-нибудь подскажет?

Себастьян Феттель: Удовлетворительный.

Валттери Боттас: Разочаровывающий.

Себастьян Феттель: В самом деле?

Вопрос: (Грэм Кэйгилл) Льюис, в 2015-м, завоевав титул, вы не смогли выиграть три оставшиеся гонки сезона. В этот раз ситуация во многом повторилась, вам не удалось победить ни в Бразилии, ни в Абу-Даби. Впрочем, это не такая уж и проблема…
Льюис Хэмилтон: Вы меня сейчас запутали.

Вопрос: Получается, когда вы досрочно становитесь чемпионом, до конца сезона вам не удается выиграть ни одну из оставшихся гонок.
Льюис Хэмилтон: Зато я выигрывал гонку в каждом из сезонов.

Вопрос: (Грэм Кэйгилл) Я хотел сказать, что в 2015-м три заключительные гонки выиграл Нико, в этом сезоне Себастьян победил в Бразилии, а Валттери – здесь, в Абу-Даби. Возможно, в этом нет никакой проблемы, но в чем причина того, что вы не выигрываете гонки, завоевав титул? Возможно, падает конкурентоспособность?
Льюис Хэмилтон: В предыдущие годы она снижалась сильнее, чем в 2017-м. В этот раз я изо всех сил старался сохранять конкурентоспособность, но отвлекался на прочие дела, праздновал титул… Я пилотировал всё-таки неплохо, но не на 100%, как было по ходу сезона. Когда выигрываешь титул, хочется насладиться успехом – я так и сделал, но старался все-таки выступать на пределе, правда, это оказалось непросто.

Вопрос: (Питер Уиндзор) Льюис, насколько хорош был уровень сцепления на вашей стороне трассы?
Льюис Хэмилтон: Он был неплохим, практически таким же, как у Валттери. Похоже, я чуть лучше сорвался с места, но затем возникла пробуксовка – очевидно, я слишком агрессивно прибавил газа. Мы плотной группой подъехали к первому повороту, но те несколько метров я растерял в самом начале.

Знаете, здесь замечательное место для этапа Формулы 1 – вокруг так красиво, царит потрясающая атмосфера. Если бы трассу можно было улучшить, чтобы обгонов стало больше… На длинных прямых практически невозможно подобраться достаточно близко, а если бы мы могли на третьем секторе ехать чуть ближе к сопернику, рейтинг автодрома существенно вырос бы. Не знаю, по силам ли такая задача организаторам, но финансы у них точно есть – надеюсь, в Абу-Даби всё изменится к лучшему.

Вопрос: (Исеф Хардинг) Впереди праздники, пришло время немного отдохнуть. Чем планируете заняться?
Валттери Боттас: До праздников еще далеко. На ближайшей неделе мне и Льюису предстоят тесты здесь, в Абу-Даби, потом будет немало спонсорских мероприятий, работа с командой. Видимо, пауза наступит ближе к Рождеству – будет замечательно провести время…

Льюис Хэмилтон: Прости, я отгонял от тебя муху!

Валттери Боттас: О чем я говорил? В общем, будет замечательно провести время, не думая о Формуле 1. Наш спорт слишком интенсивен, потому я буду рад отправиться в Финляндию и немного побыть с семьей.

Себастьян Феттель: Возможно, мы порадуем себя хорошей выпивкой, на утро протрезвеем, потом примем участие в тестах, после чего перерыва практически не будет. Нужно многое сделать – я рад за Mercedes, что они отправятся на каникулы, но мы – нет. Да, ближе к Рождеству у нас будет несколько дней, чтобы немного расслабиться, но мы хотим быть сильнее в следующем году и должны над этим работать.

Видимо, люди ошибочно полагают… Знаете, здесь у меня была странная ситуация. Гонка в Абу-Даби проходит ближе к вечеру, потому я завтракал в десять часов утра, и один человек сказал мне: «Не думал, что гонщики Формулы 1 живут настолько расслабленно!» Не знаю, что в его случае делают обычные люди во время завтрака – может, бегают или выполняют физические упражнения… Я не обратил внимания на тот комментарий, но если вы думаете, что до марта мы сидим и думаем, чем себя занять, то вы глубоко заблуждаетесь. Да, у нас будет немного времени на приятные сердцу вещи – скажем, на хобби, на встречи с друзьями и семьей, но я уже с нетерпением жду следующего сезона.

Льюис Хэмилтон: Невероятно, что окружающие этого не понимают! Сезон весьма продолжительный и для команды, и для гонщиков, он по-настоящему изматывает, а времени на отдых практически нет. В отсутствие гонок ты практически сразу начинаешь готовиться к следующему сезону. Как заметил Валттери, я вряд ли смогу отдохнуть до 18-го или 19 декабря, когда отправлюсь к семье на Рождество.

В следующем году машины станут ещё быстрее, потому нужно усилить тренировки. Ещё есть зимние тесты, всевозможные спонсорские мероприятия – этой череде не видно конца. Мы уже послезавтра проведём тесты в преддверии очередного сезона – это невероятно, Формула 1 никогда не спит! Работа над нынешней машиной была полностью прекращена всего две недели тому назад, с тех пор команда на 100% занимается перспективным проектом. Как только одна задача выполнена, мы переключаемся на следующую – по этой причине Формула 1…

Я хочу сказать, что при большей продолжительности сезона всё сложнее организовать для себя длительный отпуск, как делали, например, Фелипе Масса или Михаэль Шумахер. Я с нетерпением жду следующего года, знаю, что соперники будут готовиться изо всех сил, и поступлю точно так же.

Перевод: Валерий Карташев

Поделиться в социальных сетях